сценарий вечера «Под звуки нежные романса»


«Под звуки нежные романса»

      сценарий литературно-музыкального вечера
Ведущий:

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье.

Стою и мысленно пою

И мне приятно с ним слиянье.

К глазам я подношу платок,

Который  мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умирать не позволяет.

О том, как я отстал от вас

И в этой жизни затерялся, -

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался…



          Романс  -  название, которое возникло от испанского слова «romance» , что и значит «романский», то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. Романсы- пьесы для голоса  с инструментальным сопровождением, распространились из Испании по всей  Европе. В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц  музыкального искусства. В настоящее время под термином «романс» подразумеваются многообразные формы камерно вокальной музыки.

               К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. М. И. Глинка Г А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, М. Балакирев,  Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов и другие композиторы в своем творчестве обращались к жанру  романса.
              Поэзия А. С. Пушкина имела для русского романса особое значение.   Многие стихи А. Пушкина были положены на музыку не одним композитором.

              Стихотворение «Я вас любил…» выделяется необычностью содержания. Здесь чувство поэта тревожно, любовь еще не остыла, она еще живет в нем. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью   считается что, стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил…" посвящено Анне Олениной.

              Впервые А. Пушкин встретил Аннету Оленину в доме Олениных, тогда, когда познакомился с Анной Керн. Аннета, дочь президента Академии художеств, была еще совсем маленькой девочкой. Прошли годы. Теперь эта была юная красавица, фрейлина двух императриц, одна из звездочек придворного небосклона. Она проявила себя как актриса, певица. Михаил Глинка был ее учителем пения. Из всех женщин, кому Пушкин посвятил стихи, только она оставила  запись в дневнике, где встреча с поэтом записана сразу под свежим впечатлением. Свою первую встречу с Пушкиным она описывает по-французски: "Он только что вернулся из шестилетней ссылки. Все, мужчины и женщины,  спешили оказать ему внимание, как это делается по отношению к гению". Встретив его на балу, она захотела отличить знаменитого поэта и выбрала его в одном из танцев. Опасение, что он посмеется над ней, заставило ее, подходя, опустить глаза и покраснеть. Ее задела небрежность, с которой он спросил, где ее место. Ее задела мысль, что Пушкин может принять ее за глупышку, но ответила она просто, и уже весь вечер не пыталась его выбирать. Тогда он, в свою очередь, пригласил ее, она подала ему руку и, чуть отвернувшись, улыбнулась, потому что это была честь, которой завидовали все. Пушкин после стал часто бывать у Олениных. Аннета знала "Онегина" наизусть, ей льстило внимание знаменитого поэта, но сам он ей не нравился. А Пушкин посватался к Олениным, но получил безусловный отказ в резкой форме, сделанный от имени родителей. Этот роман кончился ничем. Уезжая в 1829 году на Кавказ, Пушкин написал в альбом Олениной одно из лучших своих лирических стихотворений "Я вас любил ..." Всего 8 строчек в стихотворении А.С Пушкина «Я вас любил», но за ними скрывается драма неразделенной любви. Но «Я вас любил» еще и романс, музыку к которому написали многие композиторы.  Мы сейчас  послушаем этот романс на музыку Шереметьева .

                  Исполнение романса "Я Вас любил"
                 слова А.Пушкина муз.Б.С.Шереметьева
Ведущий:
          Есть два самых известных русских любовных стихотворения, ставшие классическими романсами, первое принадлежит, конечно, Пушкину  и это стихотворение «Я вас любил». Зато второе написано на закате жизни маленьким седым стариком с острыми внимательными глазами – Федором Ивановичем Тютчевым: «Я встретил вас – и все былое» (1870). Вместо заглавия – загадочные буквы «К.Б.». Автор, скрывая имя адресата и свою юношескую любовь, нарочно переставил инициалы – «Крюденер Баронессе».
                    1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны.Пятнадцатилетняя Амели была так очаровательна, а девятнадцатилетний Теодор был так предупредителен и мил, что между ними быстро возникла трепетная влюбленность.  Молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано барону Крюденеру.
                    Амалия и  Федор Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе.  Под впечатлением  этой встречи,  Тютчев и написал одно из самых восхитительных стихотворений«Я встретил вас – и все былое» .   Музыку  к  этому  романсу   написал замечательный  композитор-  Малашкин  Леонид  Дмитриевич . Романс оставался долгое время малоизвестным. Только благодаря тому, что этот романс сохранился, мы обязаны великому певцу И.С. Козловского, который  сделал  его обработку.
   Исполнение романса «Я встретил вас».
   сл. Ф. Тютчева, муз. Л.  Малашкина
  

Ведущий:

Признание в любви – тревога ожиданья
Божественных минут сплетенья робких рук.
Признание в любви: и первое свиданье,
И страстные слова, и поцелуя звук.

А каждый стих любви - конечно совершенство.
Написан он душой, пытающейся петь.
Боритесь за любовь. Какое же блаженство,
Зажечь костер любви и на костре сгореть!

           В музыке романса - нежность и страсть  любви, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Одна из самых романтичных историй любви XIX века, героями которой стали:  бедная   французская продавщица в модном магазине -  Жанетта Полина Гёбль и   красавец кавалергард - Иван Анненков.  Между ними огромная пропасть, но для сильного чувства нет преград.

                       Полина вспоминала:"Однажды вечером он пришел ко мне совершенно расстроенным. Твердил мне про свою любовь, и я чувствовала тем женским инстинктом, что он говорил искренне. Наконец я поняла, что для меня уже невозможно счастья без него. Расстаться с ним уже невозможно. Расстаться с ним не достало духа."

                         Они не замечали ничего вокруг. Они видели только друг друга…

       А дальше было 4 декабря 1825 года. Сенатская площадь. Петропавловская крепость. Кандалы. Сибирь…

       Полина написала царю… «как милость прошу вашего разрешения разделить ссылку своего гражданского супруга. Я всецело жертвую собой ради человека, без которого не смогу  дальше жить».

       Церковь была темна, у окон теплилась лампада.… К приезду невесты у церкви собралось много народу. И вдруг.… Казалось, замерли, упали на землю, рассыпались, как схваченные морозом листья, все слова, все звуки, кроме одного, звона кандалов: под конвоем вели жениха и свидетелей. Молча, расступились люди, отстали солдаты, на паперти церкви, у самого входа, с них сняли оковы.

       Церемония продолжалась недолго, священник торопился, певчих не было. По окончании всем троим, надели оковы и отвели в острог…(уходят, молча, склонив головы)


        просмотр видео  Я тебя никогда не забуду”

        слова А.Вознесенского  муз. А.Рыбникова,

Ведущий:

Чем старинней наивность романса,

Тем живее ее соловьи. 
То ль в расцвете судьбы, 
То ль на склоне 
Что я знаю про век и про дни? 
Отвори мне калитку в былое 
И былым мое время продли. 
Б. Ахмадулина


                  Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному — двум произведениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.
                И.С.Тургенев  в своих стихах с поэтическим очарованием запечатлел щемящее чувство тоски по ушедшему счастью. Он написал эти строки, находясь под впечатлением  встреч с Татьяной Бакуниной ( сестрой известного  революционера-анархиста  Михаила Бакунина) Тогда, в марте 1842 года, он написал ей прощальное письмо:  «Я всё хочу забыть, всё, кроме Вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»

 Музыка  была написана   штабс-ротмистром лейб-гвардии Конно-Пионерского эскадрона Эрастом Абаза (род. 1.04.1819 г.), который происходил из дворян молдавского рода.   Однажды в царском Селе, перед дворцом,  проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовало указание:  никого из офицеров в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары.  Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Все вокруг  покрыл пушистый снег.

- Как красиво, как хорошо – сказал Эраст Аббаза. – Утро туманное, утро седое… Замечательно написал Тургенев…

                 И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса затем все громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное».

Исполнение романса "Утро туманное"

(сл. И.С. Тургенева, муз. Э. Абаза)

Ведущий:

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них голос плачущей разлуки,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить.

            Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений “Очи черные”, “Темно-вишневая шаль” и многие другие.

     Исполнение романса «Темно-вишневая шаль.  Стихи и музыка народные, но приписывают Владимиру Бакалейникову -русско-американскому альтисту и дирижеру.

Верджиния Сырбу – учащаяся школы искусств им.Е.Коки

Ведущий:

           Романсы с полным правом называют песнями любви, т.к. именно любовь является причиной для создания многих из них.   У знаменитого и очень мелодичного романса "Я помню вальса звук прелестный" именно такая судьба.   В 1908 году выходец из знатного дворянского рода Николай Листов  окончил юридический факультет Рижского университета. Перед ним, молодым, всесторонне развитым человеком, открывались радужные жизненные перспективы, но неожиданная встреча на одном из светских балов все перечеркнула.

                  Он познакомился с актрисой провинциального драматического театра Александрой Медведевой и страстно, буквально с первого взгляда, в нее влюбился. Она ответила ему взаимностью, и они решили пожениться. Родители Николая пришли в ужас: их сын, дворянин, красавец и провинциальная актриса - какой позор для их рода! Они твердо пообещали, что если их сын заключит этот брак, они отрекутся от него и лишат наследства.

                 Однако любовь оказалась сильней родительских угроз, денег и карьеры. Николай Листов стал актером провинциального театра, чтобы быть рядом с любимой. И никогда не пожалел об этом. Вспоминая тот бал, где он встретил свою судьбу, он сочинил романс "Я помню вальса звук прелестный", и сам первым его исполнил. Сочинить что-нибудь еще он не пытался, но и одного этого романса хватило, чтобы его имя было навсегда увековечено в истории этого жанра.


  исполняется романс   «Я помню вальса звук прелестный»

                                    муз и слова Н.Листова

Ведущий:

Как щедро льются эти звуки

Из необъятной вышины,

Я к ним протягиваю руки –

Ладони музыкой полны.

Замрёт на миг и снова льётся

Живая звонкая струя

И солнце ласково смеётся,

И дышит ласково земля,

Завидуя самозабвенью

Неумолимого певца.

Я у него учусь уменью

И петь, и радовать сердца

           Романс… Сколько тайн,  разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает! Послушайте историю еще одного романса.

           Романс «Гори, гори, моя звезда» уникален по количеству легенд вокруг его создания. Его приписывали и Гумилеву, и Бунину, и Колчаку .

           Примечателен в истории такой факт.В половине первого ночи февраля месяца 7-го дня 1920 года от Рождества Христова,в один из казематов  Иркутского острога вошли трое красноармейцев.Старший из них (по видимому командир) обьявил арестанту,что по решению Иркутского губерноского Совета арестанту А.Колчаку вынесен смертный приговор и в 5 часов утра он будет расстрелян.Испросив пожелания и услышав,что приговорённый просит гитару,бумагу,перо с чернилами и графин водки,палачи обеспоколись и вместо желаемого,принесли арестанту карандаш и бумагу.Арестант был эмоционально сдержан, писал твёрдо,без помарок,будто Ангел-хранитель и дух Александра Невского дарили ему спокойстве и умеротворённость в последние часы перед встречей с Всевышним.Когда за ним пришли,арестант  встал и резко повернувшись к зарешёченному под потолком окну,осенил себя крёстным знаменем прошептал-,,Господи,прости их и меня прости!,,                             Долгое время считалось, что Александр Колчак написал именно тогда знаменитый романс "Гори, гори моя звезда".     То,что написал арестант Колчак, никто толком не узнал,исписанный лист бумаги осел в кармане шинели одно из палачей.

           Как оказалось, это просто красивая легенда. ...                                                                                                                                          Но на самом деле авторами романса были ныне забытые Петр Булахов и  Владимир Чуевский. Его написанию предшествовали два события. Первым было открытие планеты Нептун в сентябре 1846 года. Событие, безусловно, обсуждалось в российском обществе, тем более что Нептун открыли благодаря математическим расчетам. Во-вторых, в преддверии 700-летия Москвы власти объявили всевозможные творческие конкурсы, а дело шло к Рождеству, и упоминаемая не раз в песне звезда вполне могла ассоциироваться с рождественской звездой.
             Сейчас не узнать, повлияло ли какое-либо из описанных событий на главный образ в романсе, написанном в то же время. Кстати, ни в каком конкурсе  романс ничего не выиграл. 
          Исполняется  романс «Гори,гори, моя звезда
            муз.Петра Булахова, слова  Владимира Чуевского  

Ведущий:       Когда звучит напев старинный,
                           Он будто призывает нас
                           Уйти за ним дорогой длинной
                           Туда,где встретит нас романс.
  
                            Он истомит и очарует,
                            Заставит верить и любить,
                            Где сердце заново тоскует,
                            И вечер дивный не забыть.

                            Потом неистово и страстно.
                            Достигнет он таких вершин,
                            Где будет многое подвластно,
                            И ты не сможешь быть один...

                            В цыганский табор, вслед за ними,
                            И за кибиткой кочевой,
                            Петь их романсы удалые,
                            И слиться в пляске огневой!
   
        Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Природный артистизм, помноженный на культуры разных стран, привлек внимание к цыганам, как к певцам и танцорам. Самая заурядная песня в цыганском исполнении звучит так, что аж "мороз" по коже.

              Цыганские романсы в исполнении Варвары Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания,погружали в атмосферу страстной любви. Варя Панина, родилась в г. Сороки в семье цыганских конеторговцев,  пела в цыганском хоре в ресторанах. Начиная с 1902 года, стала давать концерты на сцене; первый прошёл в петербургском зале Дворянского собрания и имел успех.

В своём дневнике Александр Блок назвал Варю Панину «божественной». А. И. Куприн писал: «Слыхал — увы! лишь в граммофоне, — Варю Панину. Заочно понимаю, какая громадная сила и красота таилась в этом глубоком, почти мужском голосе».

Художник Константин Коровин однажды противопоставил пение Варвары Паниной и Фёдора Шаляпина:

 Ты слышишь… — сказал Шаляпин Серову, — Константину не нравится, что я пою. Плохо пою. А кто же, позвольте вас спросить, поёт лучше меня?

 — А вот есть. Цаганка одна поёт лучше тебя.

 — …Какая цаганка?

 — Варя Панина. Поёт замечательно. И голос дивный.

 — …Это какая же, позвольте вас спросить, Константин Алексеевич, Варя Панина?

 — В «Стрельне» поёт. За пятёрку песню поёт. И поёт как надо…

     Даже «особы царской фамилии», долгое время не посещавшие Мариинский театр, «ввиду смутного времени» 1905—1906 годов, неожиданно заполнили царскую ложу, когда было объявлено очередное выступление Вари Паниной 1 марта 1906 года.

                  В основном цыгане исполняли русские романсы в присущей цыганам манере исполнения. 
Ведущий:
                  Двадцатый первый век не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но никогда лирические признания в романсах не исчезнут, пока есть на Земле любовь.

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
   То веет таинством прекрасным.
                 В 1984 году  вышел  фильм под названием "Жестокий романс" Эльдара Рязанова, снимая фильм, режисер искал что-то свое, новое. Читая женскую поэзию 19 века, Рязанов не нашел ничего подходящего. Все казалось ему архаичным. И тогда он прибег к помощи Б. Ахмадулиной и М. Цветаевой и, конечно, нашел то, что искал. 
                 В фильме звучат три романса Ларисы, написанные ленинградским композитором А. Петровым. 
                 Первый романс "Под лаской плюшевого пледа" на стихи М. Цветаевой  Лариса поет, когда еще надеется на счастье, когда свет неискушенной любви разгорается в ней, как заря в вешний день. Мелодия этого романса полна тихого упоения и самообольщения. 
                 Второй романс "Любовь , волшебная страна", Лариса поет уже разочарованная в любимом и самой себе. И в музыке этого романса появилась какая-то невеселая протяженность и усталость. 
Я, словно бабочка к огню, 
Стремилась так неодолимо 
В любовь , волшебную страну, 
Где назовут меня любимой. 
                И, наконец, третий  главный романс Ларисы, тот самый, которому предназначено все, повернуть, к гибельной развязке. Начинается этот романс как бы вполголоса, почти строго: и отчаяние, и горечь, и жажда мести.
А напоследок я скажу: 
Прощай! Любить не обязуйся! 
С ума схожу и восхожу 
К высокой степени безумства. 

Просмотреть видео  романса «А напоследок я скажу…»
                 слова Б.Ахмадулиной,  муз.А.Петрова
Ведущий:
                Романс всегда современен. Каждое новое поколение создает свои новеллы, драмы, рассказы, передавая их в романсах. А мы, слушаем их, и не важно созданы они 100 лет назад или сегодня, невольно испытываем чувства, некогда владевшие поэтами и  композиторами. Образы их музыки увлекают нас, и в этом особенность романса – быть всегда правдивым, нести в себе радости и печали, страсти и горечи переживаний своих создателей.
       
     Бывают дни, когда опустишь руки,
   И нет ни слов, ни музыки, ни сил.
       В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.
           И пусть сегодня дней осталось мало,
 И выпал снег, а кровь не горяча,
      Я в сотый раз опять начну сначала,
Пока не меркнет свет,
Пока горит свеча.




Пригласительный билет






Comentarii