(сценарий литератуно-музыкального вечера, посвященного 125-й годовщине со дня Б.Л.Пастернака)
Зал оформлен в виде литературного кафе. Спереди экран; компьютер мультимедийный проектор, фотографии Б.Пастернака, пейзажи, развешены строки из его стихов, песни на стихи Б.Пастернака, видео песен на стихи Пастернака, фрагмент фильма «Доктор Живаго», фрагмент телевизионной передачи «Цивилизация» «Гении и злодейство»
Слайд 1. Заставка «И вся земля была ему пределом»
Ведущий: Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича
Пастернака, которому исполнилось в этом году 125 лет. Кто же он такой : патриот или «внутренний эмигрант», прадолюбец или предатель, обласканный властью поэт или изгой? Что ж, давайте познакомимся с ним поближе, тем более, что он долгое время был не известен широкому кругу любителей поэзии.
Слайд 2. Борис Пастернак родился в Москве, в 1890 году, в интеллегентной творческой семье. Отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, академиком живописи, иллюстрировал романы Л.Толстого. Мать, Розалия Исидоровна Пастернак-Кауфман, была профессиональной пианисткой.
Слайд3 Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца - Чехов, Рахманинов, Врубель. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н. Толстой.
Ведущий: Мальчик рос в атмосфере вечного творчества. Где искусство сливалось с повседневностью. Поэт писал: «Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме.» Но его собственные творческие пристрастия, сначала относились вовсе не к поэзии, а к музыке. Его кумиром был Скрябин.
Слайд 4 Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц.
Ведущий: Александр Николаевич Скрябин – крупнейший русский композитор конца19 начала 20 веков. Его музыка поразила современников своей новизной и оригинальностью содержания.
Звучит прелюдия Скрябина
Слайд 5 Пастернак учился музыке и делал на этом поприще значительные успехи. Ему предсказывали композиторское будущее, а его первые музыкальные произведения удостоились похвалы самого Скрябина.
Слайд 6 Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести Охранная грамота.
Ведущий: (отрывок из повести Охранная грамота). Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Музыкально лепетать я начал незадолго до первого с ним знакомства. К его возвращению из-за границы я был учеником одного поныне здравствующего композитора. Мне оставалось еще только пройти оркестровку. Говорили всякое, впрочем, важно лишь то, что если бы говорили и противное, все равно жизни вне музыки я себе не представлял.
Но у меня не было абсолютно слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общею музыкальностью не состоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя. Если бы музыка была мне поприщем, как казалось со стороны, я бы этим абсолютным слухом не интересовался. Я знал, что его нет у выдающихся современных композиторов, и, как думают, может быть, и Вагнер, и Чайковский были его лишены. Но музыка для меня была культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне. У меня было несколько серьезных работ. Теперь их предстояло показать моему кумиру. Первую вещь я играл с волнением, вторую - почти справясь с ним, третью - поддавшись напору нового и непредвиденного. Случайно взгляд мой упал на слушавшего. Следуя постепенности исполнения, он сперва поднял голову, потом брови, наконец, весь расцветши, поднялся и сам и, сопровождая изменение мелодии неуловимыми изменениями улыбки, поплыл ко мне по ее ритмической перспективе. Все это ему нравилось. Он пустился уверять меня, что о музыкальных способностях говорить нелепо, когда на лицо несравненно большее, и мне в музыке дано сказать свое слово. В ссылках на промелькнувшие эпизоды он подсел к роялю, чтобы повторить один, наиболее его привлекший. Оборот был сложен, я не ждал, чтобы он воспроизвел его в точности, но произошла другая неожиданность, он повторил его не в той тональности, и недостаток, так мучивший меня все эти годы, брызнул из-под его рук, как его собственный. И, опять, предпочтя красноречью факта превратности гаданья, я вздрогнул и задумал надвое. Если на признанье он возразит мне: Боря, но ведь этого нет и у меня; тогда - хорошо, тогда значит, не я навязываюсь музыке а она сама суждена мне. Если же речь зайдет о Вагнере и Чайковском, о настройщиках и так далее, - но я уже приступал к тревожному предмету и перебитый на полуслове, уже глотал в ответ: Абсолютный слух? После всего, что я сказал вам? А Вагнер? А Чайковский? А сотни настройщиков, которые наделены им?... Я не знал, прощаясь, как благодарить его. Что-то подымалось во мне. Что-то плакало, что-то ликовало. Я шел переулками, чаще надобности переходя дорогу. Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда - навсегда прирожденным. Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал,
что в эту ночь уже рву с музыкой.»
Исполнение прелюдии Б.Пастернака
Ведущий: Борис Пастернак принял не простое для себя решение, оставить музыкальные занятия.
Слайд 7. В 1908 г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей.
Ведущий: К годам учебы в университете относятся его первые шаги в поэзии. Существовала какая-то таинственная, глубинная связь между обликом, психическим складом этого человека и характером его стихов. С первых шагов в поэзии он обнаружил особый почерк, особый строй средств и приемов. К стихам Пастернака надо было привыкать, надо было в них вживаться.
Чтение стихотворения «Во всем мне хочется дойти»
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Слайд 8. Первые сборники стихов Бориса Пастернака
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Слайд 8. Первые сборники стихов Бориса Пастернака
Ведущий: С 1914 года выходят первые сборники стихов Б.Пастернака
Чтение стихов «Февраль. Достать чернил и плакать»
Слайд 9. В 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя – жизнь». И в том же году он женится на художнице Евгении Лурье. Пастернак, возможно, впервые в жизни был счастлив.
Ведущий: Евгении и Борису казалось, что счастье будет вечным, что совместная жизнь принесёт ещё больше радости и будет похожа на сказку – он станет её принцем, она – его принцессой. И жить им суждено долго и счастливо... Как и полагается во всех сказках, они поженились. Но, увы, идиллия продлилась недолго. Тяжёлый быт 20-х годов, нехватка самых необходимых вещей, коммунальная квартира, хроническое отсутствие денег и нормальных условий для жизни капля за каплей подтачивало их счастье. Как потом написал их сын Евгений, «обострённая впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта». Равновесие семейной жизни расшатывала ревность Евгении. Она безумно переживала по поводу переписки мужа с Мариной Цветаевой, с которой у Пастернака был... роман в письмах? Дружба? Родство душ? Или нечто другое, недоступное пониманию обычного человека? Борис оправдывался перед женой следующим образом:
«Как рассказать мне тебе, что моя дружба с Цветаевой – один мир, большой и необходимый. Моя жизнь с тобой – другой, ещё больший и необходимый уже только по величине своей.» Их совместная жизнь была полна ссор и раздоров.
(видео исполнение стихотворения « Любовь» «Любить иных тяжелый крест»)
Слайд 10. С 1914 года Пастернак примыкает к содружеству футуристов «Центрифуга».
Ведущий: Пастернак входит в кружок молодых московских литераторов, создавших объединение «Центрифуга». Оно примыкало к движению футуристов. При построении лирического произведения центр внимания со слова, как такового, перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В творчестве соединялось футуристимческое эксперементаторство и опора на традиции.
Слайд 11 Пастернак знакомится с Владимиром Маяковским, личность и творчество которого, произвели на него неизгладимое впечатление.
Ведущий: Пастернаку было уже почти сорок. В 20-е - 30-е годы, он – официально признанный поэт, обласканный властью и критиками. ESC
Чтение стихотворения «Быть знаменитым некрасиво».
Слайд 12 фото Б.Пастернака
Ведущий: Неудовлетворенность собой, попытка стать частицей времени и государства неудалась. Он был на грани безумия. Его спасла новая любовь. В 1929 г. произошла встреча Бориса Пастернака и Зинаиды Нейгауз. Её брак, в отличие от брака поэта, оказался весьма благополучным – Зинаида была замужем за великим пианистом и основателем знаменитой музыкальной школы Генрихом Нейгаузом и другом Пастернака. Она искренне любила супруга, признавала его гениальность, а своё предназначение видела в том, чтобы создавать все условия для реализации его таланта. И потому в своей семье она полностью взяла на себя все хозяйственные и бытовые заботы, без тени сожаления отказавшись от реализации собственного музыкального дарования. К тому же в их семье росло двое мальчиков. Кому-то такое положение вещей может показаться несправедливым, но именно в самоотречении Зинаида и находила своё счастье и призвание.
И вот в доме Нейгаузов появился Пастернак – кто-то из общих друзей привёл его на творческий вечер, в разгар которого Бориса попросили что-нибудь почитать. Он согласился. А потом спросил хозяйку дома, что она думает о его стихах. На этот вопрос Зинаида честно ответила: «На слух я Ваши стихи не очень поняла. Мне надо прочитать их ещё раз глазами». Этот бесхитростный и, может быть, немного наивный ответ потряс писателя своей искренностью и простотой. Он засмеялся и пообещал писать проще. Но ночью долго не мог заснуть и почему-то думал о Зинаиде.
Слайд 13. В 1932 году, прервав первый брак, Пастернак женится на Зинаиде Нейгауз. Она становится новой музой поэта.
(видео исполнение песни «Никого не будет в доме»)
Ведущий: Зинаида Николаевна стала его верной женой, пронеся через годы преданность к своему мужу, неоднократно попадавшем в опалу к сильным мира сего, искавшем утешение и вдохновение в других женщинах.
Слайд 14. С 1936 года поэт поселяется в подмосковном поселке Переделкино, где он прожил до конца своих дней.
Слайд 15. А между тем надвигалась вторая половина 30-ых годов. Страну накрыла волна политических репрессий. Выступая в 1934 году на Всесоюзном съезде советских писателей, Пастернак призывал: «Не жертвуйте лицом ради положения». Над его головой стали сгущаться тучи, поэту дали понять, что ему не избежать ареста. Окончательно испортились у поэта отношения с советской властью, когда он, в 1937 году, наотрез отказался подписать письмо в котором «творческая интеллигенция» «одобряла» расстрел маршала Тухачевского. Это ему простить не смогли.
Ведущий: Он подвергается гонениям и в это же время готовиться его арест. В своем дневнике он записал: «Именно в 36-м году, когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал. Я ушел в переводы.» Личное творчество кончилось.
Слайд16. С середины 30-ых годов и до конца жизни одним из главных занятий Пастернака становится переводческая деятельность, которая, возможно, помогла избежать ареста. Есть воспоминания свидетелей о поведении Сталина, когда ему доложили, что готовится арест Пастернака. Сталин внезапно вслух произнес грузинские стихи в переводе Пастернака: «Цвет небесный, синий цвет», а потом добавил «Оставьте его, он – небожитель».
(читать стихотворение «Цвет небесный, синий цвет»)
Ведущий: До сих пор ведуться споры о том, почему же Пастернак оставался на свободе, и в период сталинских репрессий и во времена хрущевской оттепели. Самые близкие его друзья, единомышленники Гумелев, Мандельштам, Ариадна Эфрон, Мейерхольд, погибли или прошли через Гулаг по сфабрикованным делам, в некоторых Пастернак якобы был главным подозреваемым лицом. Но судьба хранила его.
Слайд17. В годы войны и сталинского террора вечным спутником, духовным примером и собеседником Пастернака стал В. Шекспир. Переводы из Шекспира были не только источником заработка, но давали ему нравственную опору.
Ведущий (Гамлет В. Шекспира в переводе Б. Пастернака).
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Слайд18. Удивительно, но после 1940 года стихи Пастернака стали как бы другими. До этого он почти десять лет не писал, много переводил, а потом явился читателю обновленный — поздний Пастернак, который более глубок, стих его прост, прозрачен, почти классичен. Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Слайд18. Удивительно, но после 1940 года стихи Пастернака стали как бы другими. До этого он почти десять лет не писал, много переводил, а потом явился читателю обновленный — поздний Пастернак, который более глубок, стих его прост, прозрачен, почти классичен. Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей.
Ведущий: Он остался верен ей до конца, и она по-рыцарски награждала его. Начали рождаться блистательные стихи «Сосны», «Иней», «Зазимки», «На ранних поездах», «Дрозды», «Опять весна», «Зима приближается»… А затем и знаменитая «Зимняя ночь», и не менее знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», и «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
(видео читает Б.Пастернак стихотворение «Ночь»)
Слайд 19 Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Но радостные предвестия свободы оказались ложными, и в их свете Пастернак начал писать роман Доктор Живаго - свое последнее, любимое и трудное дитя. Над этой книгой он работал более 10 лет, она была завершена в 1956 году, получив окончательное название «Доктор Живаго».
Слайд 20 В1946 году в редакции журнала «Новый мир» он познакомился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. За ее плечами — нелегкий жизненный опыт. Впрочем, жизненные невзгоды никак не отразились на ее внешности. Ольга была необычайно хороша — нежная, женственная, с огромными глазами и золотистыми волосами.
Ведущий: Пастернак об этом вспоминал так: «Во втором послевоенном времени я познакомился с молодой женщиной – Ольгой Всеволодовной Ивинской… Она – олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни перенесла… Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела… Она – мой большой, большой друг.»
О том, как они познакомились, вспоминала и Ольга Ивинская: «Я работала в «Новом мире» зав. отделом начинающих авторов. Мне было 34 года. И вот однажды я смотрю в окно и слышу за спиной: «Борис Леонидович, я сейчас познакомлю вас с самой горячей вашей поклонницей». Мимолетный, светский разговор, его взгляд — и все стало понятно и неотвратимо». Что он сказал тогда? Спросил, есть ли у меня его книги. Удивился, что всего одна. Ну, я вам достану, хотя книги почти все розданы.
Ольга вернулась домой в страшном смятении. Позади было уже столько трагедий – самоубийство первого мужа, смерть второго на ее руках. Осиротевшие дети – Ирина и Митя. Мама уже отсидела три года – что-то кому-то сказала о Сталине. А у Пастернака – вторая жена, дети. На следующий день на моем рабочем столе лежали пять книжечек Бориса Леонидовича.»
Через несколько дней Пастернак позвонит в редакцию и вызовет ее к памятнику Пушкину. «Я хочу, чтобы вы говорили мне «ты», потому что «вы» – уже ложь».
Слайд 21 Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью.
Ведущий: Ивинская вспоминала: «Бесконечные блуждания по старым московским улицам, какое-то обрушившееся, нагрянувшее, кромешное счастье вперемешку с мучительными объяснениями. Имели ли мы право на счастье? Мы не раз уходили друг от друга, чтобы больше не встретиться, но не встречаться не могли.» ESC
(кадры из фильма «Доктор Живаго» Исполнение песни «Метель»)
Ведущий: Это самое известное стихотворение Пастернака, оно по праву считается одним из вершин мировой любовной лирики. Послушаем его в переводе Е.Галайку-Пэун на румынский язык.
Чтение стихотворения”Noapte de iarnă”
Слайд 22. Уже несколько лет Пастернак обдумывал план романа, «книгу жизнеописаний». Встреча с Ольгой Ивинской придала ему боьшее вдохновение и уединившись в Переделкине, начал работу над романом «Доктор Живаго».
Ведущий: Автор раскрыл внутреннюю борьбу своего героя, которая была так характерна для русского интеллегента на разломе эпох. В романе есть строка, определяющая, пожалуй, суть его: «Отдельная человеческая жизнь стала божьей повестью, наполнив своим содержанием пространство вселенной. Время может быть хуже или лучше. Но ты, человек должен быть только лучше. И это всегда можно, даже в катастрофе гражданской войны и в концлагере».
Об этом и роман.
Слайд 23. Работа над романом, которую Пастернак рассчитывал закончить за 2-3 года, растянулась на целое десятилетие. Тем не менее «Доктор Живаго» был закончен в1956 году.
Ведущий: Ольга Ивинская отвезла роман в разные редакции. Прошло время – редакции молчали. Наконец, из «Нового мира» сообщили, что всего романа из-за большого объема им «не поднять», но несколько глав они напечатают. Прошла осень. Редакции молчат. Роман не публикуют, но и отрицательных отзывов нет. Тишина. Это было затишье перед бурей.
Ольга Ивинская далее вспоминала «Я приехала в Переделкино, а Борис Леонидович как-то виновато говорит: У меня сегодня был представитель крупнейшего издателя Италии – Фильтринелли. Он заинтересовался моим романом. И я сказал, что если он им понравится — пусть используют его как хотят». Я оторопела: «Но ведь это же разрешение его печатать! Как ты не понимаешь? Это же скандал!». И, действительно, очень скоро Пастернака вызвали на заседание в Союз писателей, куда он не пошел, где было рассказано о «сделке» Бориса с итальянцами, и в какой-то момент – как первый раскат грома среди черных нависших туч, ожидаемый и все же неожиданный – грянуло слово «предательство». Появляются ярлыки: «внутренний эмигрант», «субъективный идеалист», «чуждый народу отщепенец». Поэт напишет об этом так: «Во время последней ругательской кампании опять мое имя стало углом ко всему остальному, в одиночестве и особняком, как имя человека, до сих пор не пропевшего требующегося от всех «кукареку»…, но это меня не трогает и не беспокоит, и я ко всему наперед готов и за всё судьбе и небу скажу спасибо».
Слайд 24. Выход итальянского издания остановить было невозможно. И роман, выходит в Италии в 1957 г. За этим последовали зарубежные и русские издания и переводы практически на все языки мира. Пастернак становится знаменитым на весь мир.
Слайд 25. В 1958 г. стало известно о присвоении Пастернаку Нобелевской премии «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Это было мировое признание.
Ведущий: Поэт послал шведской Академии наук телеграмму: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен».
С этого момента события помчались с кинематографической быстротой:
24 октября – демонстрация у дачи Пастернака в Переделкине с лозунгами: «предатель», «отщепенец», «предательство, оплаченное Нобелевской премией».
25 октября – «Литературная газета» на двух полосах громит Пастернака за его так называемое предательство.
Слайд 26. В стране стали спешно собираться заявления о том, что книга - вредный пасквиль на советскую действительность. Причем основная масса заявлений выглядела так : «Я роман не читал, но считаю своим долгом высказаться против него». Началась настоящая травля Пастернака.
Демонстрация материалов из ТВ
Слайд 27. Фото Пастернака
Ведущий: Пастернак любил роман, как любят единственного позднего ребенка. Он даже готов был перечеркнуть всё, что было написано до него, но только чтобы роман остался. Он считал его главной своей задачей, звездным часом. Считал, что в романе этом он состоялся. Поэтому хотел увидеть его напечатанным. И такое простое и понятное желание хоть где-нибудь напечатать главный труд жизни (вовсе не антисоветский, вовсе не клеветнический) было расценено как предательство!
Слайд 28. Власти заставили Пастернака отказаться от Нобелевской премии. Более того его исключили из состава Союза писателей.
Ведущий: Письмо Пастернака заседанию президиума Союза писателей:
«Ничто не заставит меня отказаться от чести, оказанной мне, современному писателю, живущему в России, и, следовательно, советскому. Но деньги Нобелевской премии я готов перевести в Комитет защиты мира. Я знаю, что под давлением
общественности будет поставлен вопрос о моем исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».
Но через несколько дней он посылает телеграмму такого содержания: «Стокгольм. Шведская академия. В связи со значением, которое придает награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного отличия. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ. Б. Пастернак».
Другая телеграмма была направлена в ЦК партии: «Верните Ивинской работу, я отказался от премии».
Свое горькое состояние Пастернак выразил в стихотворении, которое так и озаглавил «Нобелевская премия».
Чтение стихотворения «Нобелевская премия».
Слайд 29. Нелегкая действительность, политический скандал вокруг романа «Доктор Живаго» и Нобелевской премии, непростая ситуация в семейной жизни (история взаимоотношений с Ольгой Ивинской и женой Зинаидой Нейгауз) - все это наложило отпечаток на мировосприятие и здоровье поэта. С начала 1960 года Пастернак стал чувствовать себя хуже. 30 мая 1960 года поэт скончался.
Похороны поэта были почти что тайными, но собралась тысячная толпа. Отпели в доме по-православному, читали стихи. Федин, живший на соседней даче, испуганно зашторил окна: было много переодетых агентов, не давали выступить на похоронах. А.Вознесенский, живший неподалеку, вспоминал: «Хоронили его 2 июня. Его несли на руках, несли от дома, пристанища его жизни, огибая знаменитое поле, любимое им, несли к склону под тремя соснами, в который он сам вглядывался когда-то. Дорога шла в гору. Был ветер. Летели облака. Деревья вышли из оград».
Чтение стихотворения «Гефсиманский сад»
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в ад сойду.
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в ад сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Слайд 30. Спустя 30 лет роман «Доктор Живаго» все-таки был напечатан в журнале «Новый мир».
1989-й… 9 декабря на торжественном приеме в шведской Академии в присутствии Нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР, а также многочисленных гостей, секретарь Академии передал сыну поэта – Евгению Пастернаку – Нобелевскую медаль Бориса Пастернака. В 1990 году (год столетия со дня рождения поэта) в Звездный каталог была внесена новая планета, названная именем Бориса Пастернака.
Слайд 31. Из воспоминаний современников
Ведущий: Сохранилось множество воспоминаний о жизни поэта. Одни из лучших принадлежат его ученику, поэту Андрею Вознесенскому, который вспоминал, какое впечатление на него произвел облик поэта и его манера чтения своих стихов:
«Все поплыло передо мной. На меня глядело удивленное удлиненно- смуглое пламя лица. Ветер шевелил челку. Он стоял на сквозняке двери. Губы сфинкса. Короткая седая стрижка. Но - главное - это плывущая волна магнетизма.
«По мере того, как я слушал Пастернака, все становилось стихами. Глуховатый голос разжигал слова, а строка вспыхивала, как цепочка уличных фонарей. Он произносил слова ритмично и глухо, почти без жестов. Как Орфей, он превращал в поэзию окружающий мир»
Энергия и экспрессия пастернаковских образов по-прежнему позволяет считать его творчество одним из самых выразительных в литературе 20-го века. М.Цветаева назвала его стихи «световым ливнем», а Анна Ахматова сказала о нем так:
Слайд 32. Горящая свеча
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он ее со всеми разделил.
Comentarii
Trimiteți un comentariu