литературно-музыкального вечер, посвященный русскому поэту Сергею Есенину
Исполняется « Элегия » С.Рахманинова
Ведущий.
Сергей Есенин был из тех, кого в России называют непутевым, забубённым, отчаянным, но кого любят почему то горячее и преданне чем самых правильных и рассудительных.
В душе поэта кипели страсти, внутри его было отведено много места для поэзии, но слишком мало для любимых женщин.
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!
Вот таким мечталось юному поэту Сергею Есенину, его будущее счастье.. В 1912 году семнадцатилетний деревенский мальчик Сережа Есенин, красивый, как вербный херувим, приехал покорять Москву, а затем и Питер. Он стал модным поэтом и был нарасхват в модных литературных салонах. Салон Зинаиды Гиппиус пользовался особой популярностью у поэтов того времени. Сергей Есенин по началу смущался, когда незнакомые дамы, лорнируя его чуть ли не в лицо приговаривали «какой красавчик! совершеннейший пастушок» .
По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, поэта-имажиниста,
автора мемуаров, долгое время дружившего с Сергеем Есениным, в сентябре 1923 года поэт с грустью сказал ему:
- А у меня стихов про любовь нету. Все про кобыл да про телят. про любовь хоть шаром покати.
-За чем же дело стало?- спросил Мариенгоф.
-Для этого же влюбиться надо,- отвечал Есенин.- Да вот не знаю в кого… Хоть с фонарем в полдень ищи.
Объяснить это странное обстоятельство. Так не вяжущееся с образом жизнелюбивого, влюбчивого и имевшего успех у женщин поэта можно лишь тем, что сами эти успехи не стали событиями его духовной жизни. Видимо, те многочисленные увлечения не осознавались им как сильное и глубокое чувство.
I-ая девушка.
Позвольте мне не согласиться и заметить, любовь в поэзии вовсе не обязательно тождественна любви в жизни. Мы не раз видели, как случайные встречи рождали прекрасную лирику, и напротив: глубокое сильное чувство могло остаться никак не отраженным в стихах поэта. Я назову лишь одно имя, и те, кто знаком с жизнью Есенина поймет меня – Айседора Дункан.
Ведущий.
Должна согласиться с вами. Любовь и страсть испытываемые им к Айседоре Дункан не нашли отражения в творчестве Есенина, если не считать беглого упоминания в поэме «Черный человек»
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
Но давайте по порядку.
I-ая девушка.
Лютой, ветреной и бесснежной зимой 1921 года в Москву приехала всемирно знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Приехала, чтобы основать в России школу пластического танца.
«Танцующая Айседора- это целая сюита скульптурных портретов прославленной балерины. «Она танцевала нам танго «Апаш",- вспоминает А.Мариенгоф, «Апашем была Айседора Дункан, а женщиной - шарф. Страшный и прекрасный танец. Узкое розовое тело шарфа извивалось в ее руках . Она ломала ему хребет, судорожными пальцами сдавливала горло. Беспощадно и трагически свисала круглая шелковая голова ткани. Дункан кончала танец, распластав на ковре судорожно вытянувшийся труп своего призрачного партнера.
Ведущий.
Давайте представим, что мы сейчас присутствуем на вечере литературного салона и к нам на вечер приглашена сама Айседора Дункан. Здесь она намного моложе и акомпониатором будет служить интернет.
Танец на музыку Ф.Шопена «Вальс цветов
Ведущий.
Однажды великую американскую балерину пригласили на творческий вечер. Она вошла летящей походкой, сбросила шубку и расправила складки шелкового хитона. Танцовщица была похожа на ожившую статую античной богини. Ей налили «штрафной» стакан вина. Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи . Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия. «Изадора! Моя Изадора!» - Есенин опустился перед танцовщицей на колени. Она поцеловала его в губы и произнесла: « За-ла-тая галава, за-ла-тая галава». Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи – талантливы эмоциональны, бесшабашны.
Однако уже в то время Есенин говорил:« Для меня любовь – это страшное мучение, это так мучительно».
I-ая ведущая
Сыпь гармоника. Скука …Скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мной паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали-
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хошь?
В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печонок меня замучила
Со всех сторон.
Чем больнее, тем звонче,
То здесь то там.
Я с собой не покончу,
Иди к чертям.
К вашей своре собачьей
Пора простыть.
Дорогая, я плачу,
Прости… прости.
О взаимоотношениях Есенина и Дункан сохранилось немало воспоминаний. Большинство из них говорит о взаимной искренности обоих. В одном из писем Дункан по поводу Есенина читаем: «Не думайте, что во мне говорит влюбленная девчонка, нет, это преданность и материнская заботливость». А в разговоре с близким человеком Есенин признавался: «Была страсть, и большая страсть. Целый год это продолжалось».
Но богемная жизнь, которая липким своим угаром обволакивала Есенина, наложила печать на его творчество этого периода, внеся в него ноты пьяного надлома, трагических переживаний. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит гибель человеку, она губит его, словно чума.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь-зараза,
Я не знал, что любовь – чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
Пой, мой друг, навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другого,
Молодая красивая дрянь.
В 1922, Айседора Дункан увезла Есенина за границу. Эта поездка по Америке и Западной Европе в значительной степени способствовала перелому в самом поэте. Она повлияла и на развязку в отношениях между Есениным и Дункан. История взаимоотношений двух знаменитых людей, пытавшихся соединить свои судьбы была сложной и драматичной. В этой истории не было виноватых, но любившие друг друга люди были слишком разными. Ко времени их встречи Дункан была чуть не вдвое старше Есенина. Были и другие обстоятельства, говорившие о ненадежности их быстрого сближения: Дункан не говорила по русским, Есенин не знал ни одного европейского языка; они изъяснялись междометиями и жестами. Кроме того, слишком разными были их жизненные взгляды, привычки. Вот как выразил Горький свое впечатление от встречи в Берлине с Есениным и Дункан, которая исполняла свои танцы «Пожилая, отяжелевшая, с красным, некрасивым лицом, окутанная платьем кирпичного цвета, она кружилась, извивалась в тесной комнате, прижимая к груди букет увядших цветов, а на толстом лице ее застыла ничего не говорящая улыбка. Эта знаменитая женщина, прославленная сотнями эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как подросток изумительным рязанским поэтом, являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно». Именно Горький считал «роковым» роман Есенина с Дункан.
Ведущий.
Однако едва ли история их взаимоотношений нашла отражение в творчестве Есенина, а уважительное отношение к ней не позволило бы употребить по ее поводу ни одного бранного слова. Вероятнее, стихи этого периода не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался поэт, были безымянны.
Да, это было самое продолжительное и скандальное увлечение поэта.
II-ая девушка.
А теперь, разрешите поведать вам действительно о первой любви поэта, как он сам признавался. Её имя Августа Леонидовна Миклашевская, актриса Московского Камерного театра.
Ведущий.
Гутя, так звали ее близкие, была первой красавицей Камерного театра. Большая, статная. Её бедра мягко покачивались на длинных ногах. Не полная, не тонкая, прямо античная богиня Афродита.
II-ая девушка.
Есенин познакомился с ней вскоре после своего возвращения из-за границы, в августе 1923 года.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Миклашевская вспоминала: «В один из вечеров Есенин повез меня в мастерскую скульптора Коненкова. Обратно шли пешком. Долго бродили по Москве. Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья… Уверял, что всё, даже небо и луна, другие, чем там у них. Рассказывал, как ему трудно было за границей. Целый месяц мы встречались ежедневно. Очень много бродили по Москве, ездили за город и там по долгу гуляли. Была ранняя золотая осень. Под ногами шуршали желтые листья».
Дорогая сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых-
Всё явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.
Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Журналист О.Литовский вспоминал: «Теплая, тихая, даже в городе золотая ранняя осень. Очень скромно одетый, какой-то умиротворенный, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская под тонкой синеватой вуалью – зрелище блоковское. Они приходили почти ежедневно в кафе поэтов «Стойло Пегаса». Миклашевская беседовала с женой Еленой, а Есенин сидел тихо, молча, следя
глазами за каждым движением Миклашевской … Счастливы друзья, видевшие Есенина в эту пору его последней, осенней любви. Она бросает как бы отсвет на всю последующую лирику Есенина».
Ведущий.
Золотая осень часто присутствует в произведениях поэта, его стихи настолько музыкальны, что не случайно многие его произведения стали песнями.
Песня « Отговорила роща золотая» музыка Г.Пономаренко.
Ведущий.
Миклашевская вспоминала как «любила гладить его кудрявые волосы. Было мгновение, когда он лишь единственный раз коснулся губами моего лба. Вот и всё». Вот и всё, больше позволить Августа не могла ни себе, ни ему. Она была выпита другим, и Есенин это понимал и принимал.
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
II-ая девушка.
А однажды, встретив ее на улице, поэт сказал: « Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение и как всегда тихо прочитал все стихотворение
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Весь цикл под заглавием «Любовь хулигана» был напечатан с посвящением «Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге. Сергей Есенин.»
«Я видела, как ему трудно, плохо, как он одинок,- признавалась Миклашевская в своих воспоминаниях,- Понимала, что виноваты и я, и многие ценившие и любившие его. Никто из нас не помог ему по-настоящему.»
Ведущий.
«Где моё счастье? Где моя радость? – в тоске спрашивал Есенин, уже прошедший по жизни и сделавший «много ошибок», как он говорил. Ему так и не удалось найти то, что он «искал повсюду, но всю жизнь где-то в глубине его души неумолкаемо звучало: «О верю,
верю, счастье есть!»
III-тья девушка.
Да, это было его трагедией. Он не нашел свою любовь, свое счастье в реальной жизни и создал гимн чистой, романтической любви в стихах.
Ведущий.
Вы говорите о цикле стихов «Персидские мотивы?»
III-тья девушка.
Да, вы абсолютно правы. Прошел год после написания последнего цикла. Год, наполненный интенсивной духовной, поэтической работой. «Припадок кончен. Грусть в опале. Приемлю жизнь, как первый сон»-, так начинает поэт одно из первых стихотворений нового цикла. Есенина неудержимо влечет на Восток.
Он едет на Кавказ, чтобы далее посетить Персию. Однако эта поездка по тем временам была не безопасна и почитатели его таланта сумели создать иллюзию Персии в самом Баку и его окрестностях. Так появились «Персидские мотивы». Всё здесь было рождено поэтической мечтой, воображением – романтическая страна Персия, образ нежной девушки-персиянки и сама история любви.
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнём.
Я сюда приехал не от скуки –
Ты меня, незримая, звала.
И меня твои лебяжьи руки
Обвивали, словно два крыла.
Я давно ищу в судьбе покоя,
И хоть прошлой жизни не кляну,
Расскажи мне что-нибудь такое
Про твою весёлую страну.
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.
И хотя я не был на Босфоре –
Я тебе придумаю о нем.
Всё равно – глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем.
Через многие стихи цикла проходит образ девушки Шаганэ. Действительно, Есенин познакомился в Батуми с молодой армянкой по имени Шаганэ. Она преподавала арифметику в школе, жила со своей сестрой, тоже учительницей. «Это была на редкость интересная, культурная женщина, прекрасно владевшая русским языком,- вспоминал Лев Повицкий, журналист, сблизившийся с Есениным во время пребывания его в Батуми. Есенина пленило её лицо, совершенно не типичное для восточной женщины и ещё то, что
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она очень похожа…»
Внешнее сходство с любимой девушкой и её певучее имя вызвали у Есенина большое чувство нежности к Шаганэ. А вот как вспоминает о своем знакомстве с поэтом сама Шаганэ. Уже на третий день знакомства, выходя из школы, она увидела ожидавшего её поэта. «Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды( был шторм на море ) и лучше почитает мне стихи. Он прочитал стихотворение, начинающееся словами «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано. Под ним подпись «Сергей Есенин».
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи-
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
В другой раз он сказал мне, что напечатает «Персидские мотивы» и поместит мою фотографию. Я попросила этого не делать, указав, что его стихи и так прекрасны и моя карточка к ним ничего не прибавит…»
«Отчего луна так светит грустно?»-
У цветов спросил я в тихой чаще,
И цветы сказали: «Ты почувствуй
По печали розы шелестящей».
Лепестками роза расплескалась,
Лепестками тайно мне сказала:
«Шаганэ твоя с другим ласкалась,
Шаганэ другого целовала.
Говорила: «Русский не заметит…
Сердцу – песнь, а песне –жизнь и тело…»
Оттого луна так тускло светит,
Оттого печально побледнела.
Слишком много виделось измены,
Слез и мук, кто ждал их, кто не хочет.
………………………………………………….
Но и всё ж вовек благословенны
На земле сиреневые ночи.
,
Ведущий. Автор стихов Эдуард Асадов.
Ночь нарядно звёздами расцвечена
Ровно дышит спящий Ереван..
Возле глаз, собрав морщинки-трещенки,
Смотрит в синий мрак седая женщина-
Шаганэ Нересовна Тальян.
Где-то в небе мечутся зарницы,
Словно золотые петухи.
В лунном свете тополь серебрится,
В памяти рождаются стихи:
«В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живёт задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог»..
И не для тумана иль обмана
В той восточной лирике своей
Он Батуми сделал Хороссаном –
Так красивей было и звучней.
И беда ли, что тебя, армянку,
Школьную учительницу, вдруг
Он, надев наряды персиянки,
Перенес на хороссанский юг!
Шаганэ…»Задумчивая пери»…
Ну а чтобы, если в поздний час
Ты взяла б и распахнула двери
Перед синью восхищенных глаз?!
Можно все домысливать, конечно,
Только вдруг с той полночи хмельной
Всё пошло б иначе? И навечно
Две дороги стали бы одной?!
Ведь имей он в свой нелегкий час
И любовь, и дружбу полной мерой,
То, как знать, быть может, «Англетера»…
Эх, да что там умничать сейчас!
Ночь нарядно звездами расцвечена,
Ровно дышит спящий Ереван…
Возле глаз собрав морщинки-трещенки,
Смотрит в синий мрак седая женщина –
Шаганэ Нересона Тальян…
И, быть может, полночью бессонной
Мнится ей, что расстояний не,
Что упали стены и законы
И шагнул светло и восхищенно
К красоте прославленный поэт!
И, хмелея, кружит над землею
Тайна жгучих, смолянистых кос
Вперемежку с песенной волною
Золотых есенинских волос!..
Мы не назвали много других женских имен, связанных с судьбой Есенина. Достаточно сказать, что он трижды был женат, что женщина, которую он считал лучшим другом, через год после смерти Есенина, застрелилась на его могиле. Жизнь любого человека сложна и многообразна, а жизнь такого выдающегося человека не могла быть простой , обыденной.
Жизнь – обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь- обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся смертный и не требуй
Правды той, что не нужна тебе».
Хорошо в черёмуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь – стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык,-
Я живу давно на всё готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звёздного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил – забыли про меня.
Его страдания, его жажда любви и человеческой нежности стали не только фактами его биографии. Каждый, открывающий томик Есенина не просто сопереживает ему, он примеряет к себе его поэтические и человеческие переживания. Поэтому эти стихи были близки его современникам, поэтому они находят отзвук у читателей нашего времени.
Я предлагаю нам вспомнить любимые стихи, четверостишия Сергея Есенина.
А завершим вечер совместным исполнением песни.
Comentarii
Trimiteți un comentariu