Если вам, как профессионалу важно знать, с какой целью читатель обращается в вашу библиотеку, какие источники информации необходимы ему в работе, учебе, в часы досуга и вообще какой видят библиотеку наш читатель, а также, какой он – современный читатель публичной библиотеки, то самый действенный и качественный путь ответить на эти и другие вопросы необходимые в нашей работе – это проведение социологического исследования в библиотеке.
В 2010 году, мы провели социологическое исследование в отделе абонемент публичной библиотеки им.M.Sadoveanu. Объектом исследования стали студенты и учащиеся школ г.Сорок, читатели нашей библиотеки. Анкетированием было охвачено 135 человека, устно было опрошено 60 человек. Целью исследования мы для себя определили в следующем: каким образом полнее и качественнее удовлетворять информационно-образовательные потребности юношества и также популяризация чтения в этой среде. Исходя из этого, мы определили задачи исследования, а именно, поддерживая имидж чтения, выяснять сферы интересов молодежи, выявить основные цели обращения молодежи к Интернет, оценить качество обслуживания, узнать степень доверия к библиотеке, выявить причины недовольства работой отдела.
В 2010 году, мы провели социологическое исследование в отделе абонемент публичной библиотеки им.M.Sadoveanu. Объектом исследования стали студенты и учащиеся школ г.Сорок, читатели нашей библиотеки. Анкетированием было охвачено 135 человека, устно было опрошено 60 человек. Целью исследования мы для себя определили в следующем: каким образом полнее и качественнее удовлетворять информационно-образовательные потребности юношества и также популяризация чтения в этой среде. Исходя из этого, мы определили задачи исследования, а именно, поддерживая имидж чтения, выяснять сферы интересов молодежи, выявить основные цели обращения молодежи к Интернет, оценить качество обслуживания, узнать степень доверия к библиотеке, выявить причины недовольства работой отдела.
Абонемент – один из самых доступных среди молодежи отделов библиотеки. Фонд абонемента библиотеки им. M.Sadoveanu, несмотря на сложности в комплектовании, все еще остается достаточно разнообразным. Желание работать с литературой дома является одной из существенных характеристик современного читателя вообще и молодого читателя в частности.
Для выявления читательских интересов и читательских потребностей мы разработали анкеты для учащейся молодежи, в которых определили направление наших интересов.
Суммируя полученные данные из анкет и устного опроса, мы получили определенную картину библиотечного обслуживания молодежи на абонементе.
Запросы большинства посетителей абонемента формируются до прихода в библиотеку. Основным мотивом посещения библиотеки является учебный спрос. Учебная и справочная литература, материалы в помощь учебной программе составляют 83% в чтении каждого молодого человека
Из учебной литературы – 57% составляют программные произведения художественной литературы, причем критический материал предпочтителен для 19% респондентов. 56.3% хотели бы почитать дополнительную литературу по другим предметам.
Среди жанров художественной литературы абсолютным лидером является роман (59%). На втором месте – приключения 18%, далее 13% - фантастика и заключают этот список детективы -11%.
На вопросы: «Какая книга, понравилась Вам больше всего?» ответило 89% респондентов, тогда как 11% не назвали ни одну книгу. Молодой читатель выбирает литературу с динамичным повествованием и крутыми поворотами сюжета. Ее представителями являются такие авторы как Д. Толкнен, С. Шелдон, Дж.К. Роулинг, Д.Стил, Д. Линдсей и другие.
Судя по результатам опроса, 39% посетителей полностью удовлетворены обслуживанием, не совсем удовлетворены 43%, не удовлетворены 2%. Читателями были названы следующие претензии : стеллажи высокие и стоят близко друг к другу – 24%, необходимые книги находятся у читателей – 32%,отсутствуют нужные книги на абонементе – 47%, нужные материалы не выдаются на дом – 8% , недостаточно света на абонементе -65%, непрезентабильный вид отдела – 33% ,нет ксерокса -41%
Мы решили также выяснить у наших читателей положительные оценки различных аспектов обслуживания при посещении абонемента, а именно, как быстро, вежливо, внимательно, доброжелательно обслуживают читателей, а также оценивались профессиональные качества библиотекаря, его компетентентность, эрудированность, умение быстро ориентироваться в библиотечном поиске. Наибольшую оценку качественного обслуживания читателей получила компетентность и вежливость библиотекарей.
Информатика занимает прочные позиции во многих сферах деятельности, и термин «пользователь библиотеки» стал общепринятым для библиотек. Информация, получаемая из Интернета, находится на одном из главных мест по значимости, на нее указали 89% опрошенных. Представления 67% молодых людей о компьютере прежде всего связаны с необходимостью в учебе, затем следуют собственно информационные потребности - 49%, общение в сети необходимо для 47% молодежи, а на бесцельные прогулки в паутине указало всего 11%,с виртуальными играми знакомы лишь 3% опрошенных .На вопрос о предпочтении чтения книг в печатном варианте или виртуальном через Интернет, 82%, то есть абсолютное большинство читателей, проголосовали за печатный вариант. И только 10% - за компьютер. Причем на вопрос почему? За книгу были заявлены следующие варианты ответов : можно читать где угодно, легче и доступнее, глаза не болят, по привычке, нет компьютера и др.
Юноши и девушки несомненно все чаще будут использовать электронные носители информации и отдадут предпочтение тем библиотекам, где эти носители есть. Более того, необходимо учитывать, что в ближайшие годы, печатное слово может потерять роль основного источника учебной информации, что оно будет вытесняться и уже вытесняется электронными технологиями. Сегодня, опираясь на уже сложившиеся библиотечные формы и методы, мы должны использовать современные технологии в работе с читателями.
Уважаемые коллеги, проводите ли вы какие-либо исследования в своих библиотеках и какие выводы вы получаете.
Елена Греку
библиотекарь абонемента библиотеки им.M.SadoveanuПриложения :
Центральная публичная библиотека
им.M.Sadoveanu
А Н К Е Т А
1.Вы посещаете библиотеку с целью получить
-нужную информацию
-помощь в учебе
-возможность провести досуг с книгой, журналом или в Internеt
-другое назовите____________________________________________________________________
2.Какие книги в учебе Вам необходимы
-произведения художественной литературы
-критический материал
-дополнительная литература по предметам
-другое назовите____________________________________________________________________
3.Какие книги для досуга Вы предпочитаете
-детективы
-приключения
-фантастика, фэнтэзи, триллер
-любовный роман
-познавательная литература
-другое назовите_____________________________________________________________________
4.Какая книга понравилась Вам больше всего ___________________________________________________________
1.Как Вы предпочитаете читать книг
-в печатном варианте
-виртуально через Internet
Объяснить почему________________________________________________________________________________
2.С какой целью Вы чаще всего обращаетесь к Internet
-быстро получить информацию
-помощь в учебе
-общение с друзьями (одноклассниками)
- бесцельные прогулки в сети
-виртуальные игры
-другое назовите_____________________________________________________________________
3.Ваши самые популярные сайты_____________________________________________________________________
***************************************************************************************
BibliotecaPublică „M.Sadovian”
Chestionar
1.Dumneavoastră vizitaţi biblioteca pentru
- a primi ajutor suplementar conform programei şcolare
- posibilitatea de a-mi petrece vremea liberă citind o carte sau o revistă
- pentru a naviga în Internet
- cu alt scop ___________________________________
2.Ce fel de literatură suplimentară pentru studii preferaţii
- literatură artistică
- materiale critice
- literatură sublimentară pe obiecte
- cu alt scop _____________________________________
3.Ce cărţi preferaţi pentru odihnă şi relaxare
- detective
- aventuri
- fantastică
- romane de dragoste
- literatură pentru aprofundarea nivelului de cunoştinţe
- cu alt scop______________________________________
4.Numiţi cartea care v-a plăcut cel mai mult________________
1.Cu ce scop vă folosiţi de Internet
- cu scop de instruire
- pentru a primi o informaţie rapidă
- pentru a comunica cu prietenii
- navigaţii prin Internet
- jocuri virtuale
- cu alt scop____________________________________
2.Cum v-ar plăcea să citiţi o carte
- varianţa de tipari
- cu ajutorul Internet-ului
De ce______________________________________________
3.Numiţî sait-urile preferate de d-stră ______________________
*******************************************************************************************
Вопросы для устного опроса-интервью
Удовлетворенность структурой фонда
спрос выдача отказ
Гуманитарная литература
Естественно-научная литература
Техническая литература
Художественная литература
Периодика
Удовлетворенность составом фонда
Учебная литература
Научно-популярная литература
Справочники и справочные пособия
Художественная литература
периодика
Удовлетворенность организацией обслужива
1.полностью удовлетворены
2.не совсем удовлетворены
3.не удовлетворены
-книги выданы
-не выдаются на дом
-нет книг в библиотеке
-нет ксерокса
-стеллажи
-свет
-внешний вид отдела
Положительные оценки профессиональных
качеств библиотекаря
быстрота обслуживания
вежливость
доброжелательность
компетентность
заинтересованность
Мотивы посещения библиотеки
Тематический учебный спрос
Конкретный учебный спрос
Неопределенный спрос
Источники информации
Преподаватели
Библиотекари
Друзья
Интернет
Собственный опыт
Книги
Comentarii
Trimiteți un comentariu